Урок 1: “Привет программисту на С++!”


Если честно, о С++ я не хотел писать вообще. Слишком много в сети есть различных ресурсов, посвященных этому языку. Кроме того, имеются отличные учебники.

Однако, столкнувшись с тем, что мой напарник по игрописанию не владеет C++, я придумал курс, который  должен максимально быстро и качественно  помочь освоить программирование на С++.  В данном курсе мы разучим основы С++, затем будем программировать в Windows на C++ Builder и VC++, напишем несколько игр, и когда у вас будет солидная теоретическая база, изучим программирование для Linux (сейчас это направление особенно актуально).

Думаю, план вам ясен. Теперь приступим.

Язык С++ объектно-ориентированный. То есть он оперирует некоторыми сущностями –объектами, описанными с помощью классов. В то же время он является низкоуровневым языком, позволяющим обращаться к ячейкам памяти и изменять значения в регистрах процессорах.  С++ одинаково подходит как для написания операционных систем и драйверов, так и для прикладных программ типа MS Office. Ну и для вашего  развития  скажу, что его написал Бьярн Страупструп, взяв за основу язык С. Фактически, С++ это расширение С.  В этом его сила и его слабость. Все это мы рассмотрим в дальнейшем.

Для программирования на С++ нам понадобиться какая-нибудь IDE (интегрированная среда разработки). На сайте Microsoft можно скачать бесплатную версию MS Visual C++ Express, которой хватит на половину наших уроков. Кроме VC++  можно использовать Code Gear  C++ Builder (когда-то он был борландовским), CodeBlocks (бесплатная), NetBeans c расширением C++ (бесплатная) или BloodSheed Dev C++ (бесплатная). В наших уроках я буду использовать VC++ Express, но вы вольны выбрать любую на ваш вкус.

Итак, запустим нашу IDE и создадим проект Win32. В настройках выберем ConsoleApplication. Назовем проект lesson1.

Программирование на С++ для новичков

В появившемся окне набьем такой текст:

#include "stdafx.h"
#include <iostream> //содержит объекты ввода-вывода
#include <locale.h> //настройки локализации
using namespace std;
int _tmain(int argc, _TCHAR* argv[])
{
setlocale (0,""); //установим язык по-умолчанию (русский)
char name [20] ; // статический массив для имени, хотя //дальше вместо него будем использовать тип string
cout<<"Введите ваше имя"<<endl; cin>>name; //вводим имя
cout<<"Привет "<<name <<" !"<<endl
<<"Ты сегодня начал изучать C++. Это здорово!"<<endl;
system ("pause"); //чтобы окно не закрылось
return 0;

}

Нажмем клавишу F9. Произойдет компиляция вашей первой программы.

Поздравляю, вы написали свою первую программу.

 

Немного объясню текст

#include <iostream> (смотреть по аналогии с другими) указывает компилятору включить в текст программы заголовочный файл с необходимымии функциями и классами. Заголовочный файл – это специальный файл C++, представляющий по сути отдельный модуль, содержащий директивы препроцессора, функции либо еще какие-либо данные. Если вам пока не понятно, пропустите это.

#include <locale.h> содержит функции для работы с локализацией программы. Если вы не включите этот файл и не используете функцию setlocale с параметрами (0,””), то русские надписи будут выводиться в виде нечитабельных иероглифов.

Далее мы указываем на использование пространства std – using namespace std, в котором хранятся нужные нам объекты cout и cin.

Далее используется функция main, являющая точкой входа в вашу программу. Без нее программа просто не запустится. Подробнее мы рассмотрим позже. Объект cout с переопредленным оператором << позволяет вывести информацию на устройство, cin>> — считать инофрмацию с клавиатуры. В С для этих целей применялись функции printf () и scanf (). Мы рассмотрим их в других уроках, но они нам мало пригодятся.

char name [20]  означает символьный массив. Пока примите это к сведению. Более подробно мы рассмотрим это в уроке 3.

system (“pause”) –специальная функция, предназначенная для работы с системой. У нее есть и другие параметры, но нам пока нужен этот для торможения системы.

Ну вот, вы написали первую программу, которую тут же разобрали. Теперь можно переходить к уроку 2.

Следующий урок>>

Яндекс.Метрика